Почему Китай больше не хочет строить «странные» здания
Преследование визуального эффекта «странностей» в архитектуре, а также следование примеру западных архитекторов, часто приводило к созданию зданий, которые не являются ни практичными, ни функциональными
Государственный совет Китая стремится ограничить строительство «негабаритной, ксеноцентрической, странной» архитектуры. Такая «странная» архитектура впервые появилась в Китае после экономической либерализации в 1990-х годах. К таким примерам, из множества других объектов, можно отнести Национальный театр, Олимпийский центр и Центральную телевизионную башню Китая. Эти здания не только выделяются визуально, но и служат символом перехода Китая от плановой экономики к рыночной и его возрождения в качестве мировой сверхдержавы.
Созданные, в основном, западными звездными архитекторами, эти здания призваны распространить эффект Бильбао на ландшафт современного Китая: подобно музею Фрэнка Гери Гуггенхайма, они сигнализируют об ускорении экономического роста, привлекают как иностранных инвесторов, так и мобильный капитал, помогают интегрировать Китай в мировую экономику.
Некоторые предполагают, что «запрет» на «странную» архитектуру, точнее, ограничение при возведении общественных зданий, исключит западные идеи и задушит креативность. Но всё не так просто: страной движет потребность вернуться к более уникальной китайской архитектуре, отчасти путем поощрения местных талантов.
Модерирование странностей
Преследование визуального эффекта «странностей» в архитектуре, а также следование примеру западных архитекторов, часто приводило к созданию зданий, которые не являются ни практичными, ни функциональными. И зачастую вступает в противоречие с китайскими культурными традициями и не отвечает потребностям населения.
Конечно, феномен странной архитектуры не уникален для Китая: подобные случаи встречаются и на Западе. В погоне за эффектом Бильбао многие испанские провинции вложили значительные средства в новые объекты, такие как Город искусств и наук Валенсии. Но, к сожалению, в конечном итоге, это усугубило экономические последствия давней привычки Испании к региональным перерасходам, наблюдавшейся еще до мирового финансового кризиса.
Тем не менее, многие западные институты руководствуются правилами и критериями, которые запрещают слишком «странным» объектам получать одобрение на строительство. Государственное финансирование зачастую более прозрачно и подлежат проверке. Например, когда лондонский Купол тысячелетия вызвал критику из-за высокой стоимости строительства и обслуживания, ответственные за это политики и подрядчики были привлечены к ответственности.
Однако в Китае чиновники не на столько подвержены таким ограничениям. Несмотря на иррациональные издержки и противоречивый внешний вид, «странная» архитектура все еще может быть построена с одобрения высокопоставленного чиновника. В Китае люди, которые контролируют внутренний капитал, также обладают и политической властью. Таким образом, архитектурные проекты, строительство которых, в идеале, должно регулироваться рынком или учреждениями городского планирования, часто находятся в руках тех, кто занимает высокие муниципальные должности.
В результате новые проекты становятся «символами власти» - своего рода символическим капиталом, который делает достижения местных чиновников более заметными и помогает поддерживать их политическую карьеру. Именно поэтому председатель Си Цзиньпин сказал, что эта тенденция отражает «искаженное отношение некоторых городских чиновников к политическим достижениям». В этом смысле ограничения, накладываемые на «странную» архитектуру, напрямую связаны с громкой кампанией против коррупции.
Говорить на одном языке
Большая часть освещения «запрета» упускает из виду, что эта архитектура «лишена китайского характера и культурного наследия». Многие здания получили нелестные названия от местных жителей - от «Гигантского яйца» (Национальный театр) до «Больших Underpants (трусов)» (башня видеонаблюдения).
Но вместо того, чтобы обвинять местных жителей в том, что они не понимают концептуальных идей, необходимо понимать, что такие прозвища показывают, насколько эти здания далеки от образа жизни китайских горожан и местных обычаев.
Согласно новому руководству Госсовета по архитектуре, здания должны быть «практичными, экономичными, зелеными и радовать глаз». Это возвращает нас к руководству, выпущенному правительством в 1953 году, - что архитектура должна быть «практичной, экономичной и приятной для глаз, когда позволяют условия».
Таким образом, ограничение Китая на «странную» архитектуру не предназначено для того, чтобы отвергнуть западных архитекторов или подавить креативность. Вместо этого эти меры направлены на поощрение конкуренции и поддержку местных талантов, а не на то, чтобы просто следовать примеру западных идей. Переходя от спешных периодов бума, Китай проявляет более умеренный подход к своей культурной и экономической политике, в том числе к своей архитектуре.
Источник: Why doesn’t China want any more ‘weird’ buildings?
Комментарии ()