Новый способ получения топлива для водородных двигателей
В качестве материала для катализаторов предложен сульфид молибдена, который, во-первых, эффективней просто молибдена, а, во-вторых, значительно дешевле
Одним из самых перспективных альтернативных источников энергии является водород, который можно добывать из воды и воздуха. Для химического процесса, в результате которого из молекулы Н₂О выделяется водород, необходим катализатор. Его можно сделать, например, из платины или молибдена. Но это достаточно дорогие материалы. Поэтому и энергия на выходе получается досрочно дорогой. Группа российских ученых предложила принципиально новый подход к решению этой проблемы.
Их научная работа была недавно опубликована в авторитетном журнале Nanomaterials [1].
«В качестве материала для катализаторов предложен сульфид молибдена, который, во-первых, эффективней просто молибдена, а, во-вторых, значительно дешевле, поскольку общее содержание дорогого металла в катализаторах сокращается, а серы в природе много, и она очень дешева», - говорит один из авторов статьи директор НОЦ «Функциональные наноматериалы» БФУ им. Канта Александр Гойхман.
По словам Александра Юрьевича, материал был создан в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ, а задача ученых из БФУ заключалась в том, чтобы тщательным образом исследовать его и дать заключение о том обладает ли «выращенный» сульфид теми параметрами, которые в него закладывались.
«Обычно происходит наоборот - мы, в Калининграде, выращиваем наноструктуры, а коллеги из Москвы их исследуют. В этом же случае мы поменялись ролями. Но, как бы то ни было, произведенные структуры оправдали ожидания, - отметил Александр Гойхман. - Был получен не просто сульфид молибдена, а сульфид молибдена, который лучше всего подходит для каталитических процессов».
Впрочем, этим предложения ученых не ограничились. В своей научной работе они не только нашли наиболее эффективный материал для производства катализаторов в водородных двигателях, но и предложили оптимальный способ его использования.
«Для производительности водородного двигателя важную роль играет не только состав катализатора, но и его форма, - продолжает Гойхман. - Мы предлагаем использовать тонкие пленки сульфида молибдена, нанесенные на поверхность стеклооуглерода. В этом случае расход материала получится минимальным, а площадь поверхности катализатора - такой же, как, если бы он был полностью изготовлялся из сульфида молибдена. В опубликованной работе предложен метод нанесения таких функциональных пленок сульфида молибдена, показано при каких условиях формирования удается достичь максимальной эффективности катализатора».
Все это по мнению, Александра Гойхмана, может дать толчок для развития связанной с использованием водорода энергетики.
Ссылки:
1. https://doi.org/10.3390/nano10020201
Источник: БФУ им. И. Канта